С целью организации тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – тестирование), Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации на сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» в разделе «Иностранным гражданам» в подразделе «Тестирование на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства» ( https://fipi.ru/inostr-exam/inostr-exam-deti ) размещены нормативно-правовые документы, демонстрационные варианты диагностических материалов и их спецификации по всем классам обучения.
Обращаем внимание, что в демонстрационных вариантах указаны примеры заданий, общее количество вопросов, в том числе устной и письменной частей, продолжительность каждой части, критерии оценивания, минимальное количество первичных баллов, соответствующих баллу 3, подтверждающему успешное прохождение тестирования. В спецификациях описаны подходы к отбору и содержанию материалов тестирования, структура диагностических материалов, система оценивания, регламент проведения тестирования, кодификатор проверяемых умений.
Какие нормативно-правовые документы регламентируют работу с детьми-инофонами
Работу педагогов по выявлению, речевому и социальному развитию детей иностранных граждан, детей-мигрантов регламентируют четыре нормативно-правовых документа:
1. Закон об образовании;
2. ФОП ДО;
3. Поручение Президента от 19.05.2021 № Пр-831;
4. Письмо Минпросвещения от 31.07.2024 № 07-3637.
Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного образования. Это требование закреплено в Законе об образовании (п. 2 ст. 87 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
В содержательном разделе ФОП ДО есть подраздел о работе с детьми-мигрантами. В рамках диагностической работы педагоги должны выявлять детей-мигрантов, которые имеют трудности в обучении и социальной адаптации в ДОО (п. 28.1 ФОП ДО).
В рамках коррекционно-развивающей работы педагоги и специалисты ДОО должны развивать у детей-мигрантов коммуникативные навыки, уверенное поведение и социальную успешность, помогать справляться с негативными эмоциональными переживаниями (п. 28.8 ФОП ДО).
Согласно поручению Президента от 19.05.2021 № Пр-831 общеобразовательные организации (ОО) должны принять меры по разработке, апробации и внедрению систем выявления особых образовательных потребностей детей-иностранцев. В рамках исполнения поручения ОО должны выстроить систему по выявлению детей с ООП и определить их уровень русского языка. Также в детском саду необходимо определить механизмы дополнительной языковой подготовки, которые достаточны для освоения ОП ДО и необходимы для психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации (п. 2 поручения Президента от 19.05.2021 № Пр-831).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Говорим на русском языке» для 1–4-х классов
Дополнительная общеразвивающая программа «Русский как иностранный»